ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 103766
Темы:    [ Шахматные доски и шахматные фигуры ]
[ Обход графов ]
[ Теория алгоритмов (прочее) ]
Сложность: 4-
Классы: 8
В корзину
Прислать комментарий

Условие

Али-Баба стоит с большим мешком монет в углу пустой прямоугольной пещеры размером m×n клеток, раскрашенных в шахматном порядке. Из любой клетки он может сделать шаг в любую из четырёх соседних клеток (вверх, вниз, вправо или влево). При этом он должен либо положить одну монету в этой клетке, либо забрать из неё одну монету, если, конечно, она не пуста. Может ли после прогулки Али-Бабы по пещере оказаться, что на чёрных клетках лежит ровно по одной монете, а на белых монет нет?


Решение

  Прямоугольник m×n можно обойти "змейкой", проходя каждую клетку по одному разу (см. рисунок для прямоугольника 4×4).

  "Усложним" задачу, запретив Али-Бабе класть монету в клетку, где монета уже есть (то есть при ходе в клетку, где уже есть монета, он будет обязан её забрать). Заметим, что если Али-Баба будет следовать этому правилу, то ни в какой клетке не может оказаться две монеты.
  Итак, пойдём по пещере (вместе с Али-Бабой) "змейкой" с мешком монет и будем стараться, чтобы в каждой клетке оказалось требуемое (правильное) количество монет. Сделав очередной ход, будем проверять, правильное ли количество монет на клетке, с которой мы только что ушли. Если правильное, то будем спокойно идти дальше. А если неправильное, то возможно только два варианта: 0 вместо 1 и 1 вместо 0. Сделаем шаг назад, изменим состояние "неправильной" клетки, а потом сделаем шаг вперёд.
  Так, клетка за клеткой, мы добьёмся того, что на всех клетках, кроме, может быть, самой последней, – правильное количество монет. Если на последней клетке неправильное количество монет, то, пойдя назад, вперёд и назад, мы добьёмся, что на всех клетках будет правильное количество монет.


Ответ

Может.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Математический праздник
год
Год 1993
класс
1
Класс 5,6
задача
Номер 7

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .