Условие
ABCD – выпуклый четырёхугольник. Окружности, построенные
на отрезках
AB и
CD как на диаметрах, касаются внешним образом
в точке
M , отличной от точки пересечения диагоналей четырёхугольника.
Окружность, проходящая через точки
A ,
M и
C , вторично пересекает
прямую, соединяющую точку
M и середину
AB в точке
K , а окружность,
проходящая через точки
B ,
M и
D , вторично пересекает ту же прямую
в точке
L . Докажите, что
|MK-ML| = |AB-CD| .
Решение
Пусть
P и
Q – середины сторон соответственно
AB и
CD
четырёхугольника
ABCD ,
O1
– центр окружности, проходящей
через точки
A ,
M и
C ,
O2
– центр окружности,
роходящей через точки
B ,
M и
D .
1) Точки
M ,
P и
Q лежат на одной прямой. В самом деле,
PQ – линия центров касающихся окружностей, значит прямая
PQ проходит через их точку касания
M .
2) Точки
P и
Q лежат на окружности с диаметром
O1
O2
.
Действительно,
AM – общая хорда пересекающихся окружностей
с центрами
O1
и
P , поэтому она перпендикулярна их линии
центров
O1
P . Аналогично
O2
P BM , а т.к. точка
M
лежит на окружности с диаметром
AB , то
AM BM . Поэтому
O1
PO2
= 90
o . Аналогично докажем, что
O1
QO2
= 90
o . Значит, отрезок
O1
O2
виден из точек
P и
Q под прямым углом. Следовательно, эти
точки лежат на окружности с диаметром
O1
O2
.
3) Пусть
H1
и
H2
– проекции точек соответственно
O1
и
O2
на прямую
PQ . Поскольку диаметр, перпендикулярный хорде,
делит её пополам, то
KH1
= H1
M и
LH2
=H2
M .
4)
PH1
=QH2
, т.к. проекция середины отрезка
O1
O2
делит
отрезок
H1
H2
пополам; но эта проекция делит пополам и отрезок
PQ (диаметр, перпендикулярный хорде).
5) Наконец,
|MK-ML| = 2|MH1-MH2|= 2|MP-MQ|=
=2|AB-CD| = |AB-CD|.
Источники и прецеденты использования
|
web-сайт |
Название |
Система задач по геометрии Р.К.Гордина |
URL |
http://zadachi.mccme.ru |
задача |
Номер |
6483 |
|
|
олимпиада |
Название |
Московская математическая олимпиада |
год |
Номер |
63 |
Год |
2000 |
вариант |
Класс |
10 |
задача |
Номер |
4 |
|
|
олимпиада |
Название |
Московская математическая олимпиада |
год |
Номер |
63 |
Год |
2000 |
вариант |
Класс |
9 |
задача |
Номер |
5 |