Условие
k человек ехали в автобусе без кондуктора, и у всех них были монеты только
достоинством в 10, 15, 20 копеек. Известно, что каждый уплатил за проезд
и получил сдачу. Доказать, что наименьшее число монет, которое они могли иметь,
равно
k +
, где значок [
a] означает наибольшее
целое число, не превосходящее
a.
Примечание. Проезд в автобусе стоит
5 копеек.
Решение
Для каждой использованной монеты нарисуем стрелку от того человека, у которого
она была до выплат, к тому человеку, у которого она оказалась после выплаты
(некоторые стрелки будут вести к автомату по оплате). Количество получившихся
стрелок равно количеству использованных монет, а значит, достаточно доказать,
что проведено не менее
k +
стрелок. Поскольку
никто не мог заплатить за проезд без сдачи, к каждому человеку ведёт хотя бы
одна стрелка (уже
k стрелок). Так как одной монетой можно оплатить проезд
не более четырёх человек, к автомату ведёт не менее
стрелок.
Но наименьшее целое число, не меньшее
, и есть
, а значит, всего проведено не менее
k +
стрелок.
Замечание.
На самом деле, при всех
k > 1 эта оценка точная, т. е. указанного в условии
количества монет достаточно. Докажем это индукцией по числу
k.
Сначала проверим базу индукции при
k = 2, 3, 4, 5. При
k = 2 первый пассажир
платит 10 копеек в кассу и 10 копеек второму пассажиру, а второй
платит 15 копеек первому. При
k = 3 первые двое расплачиваются как
в предыдущем примере, но 10 копеек отдают не в кассу а третьему, который
кладёт в кассу 15 копеек. При
k = 4 первые трое расплачиваются как
в предыдущем примере, но 15 копеек отдают четвёртому, который кладёт
в кассу 20 копеек. При
k = 5 первые двое и остальные трое расплачиваются
по отдельности, как это описано в предыдущих примерах.
Пусть теперь
k6 и при всех меньших
k утверждение доказано. Выделим
четырёх пассажиров. Пусть все остальные расплачиваются как
в соответствующем примере для
k - 4, а выделенные четверо — как в примере
для четырёх. Проверка того, что истраченное количество монет будет
равно
k +
, оставляется читателю в качестве
упражнения.
Источники и прецеденты использования