ЗАДАЧИ
problems.ru |
О проекте
|
Об авторах
|
Справочник
Каталог по темам | по источникам | |
|
Задача 98443
УсловиеЛадья, делая ходы по вертикали и горизонтали на соседнее поле, за 64 хода обошла все поля шахматной доски 8×8 и вернулась на исходное поле. Докажите, что число ходов по вертикали не равно числу ходов по горизонтали. Решение 1Предположим противное: ладье удалось обойти доску, сделав 32 горизонтальных и 32 вертикальных хода. Соединив центры полей в порядке обхода их ладьей, получим замкнутую ломаную с углами 90° между звеньями. Поскольку область D, ограниченная такой ломаной, не содержит ни одного поля целиком, на ломаной обязательно имеется двойной поворот (рис. слева; см. решение задачи 98365), причём такой, что "узел" a находится внутри D. Закроем среднюю часть двойного поворота доминошкой 1×2. При этом в ломаной образуется разрыв, который можно устранить, "связав" оборванные звенья (рис. в центре). При этом длина ломаной уменьшится на 2, причем если на доске появилась вертикальная доминошка (как на рисунке), то стало меньше на два горизонтальных хода и наоборот. На новой ломаной снова есть двойной поворот. Поступим с ним аналогично и т. д. Описанную процедуру можно повторять до тех пор, пока ломаная не превратится в единичный квадрат (рис. справа). Так как стало меньше на 30 вертикальных и 30 горизонтальных ходов, то на доске появилось 15 горизонтальных и 15 вертикальных доминошек. Оставшийся квадрат закроем двумя вертикальными доминошками. В результате мы получим разбиение шахматной доски на доминошки, в котором вертикальных доминошек нечётное число.Но такое разбиение невозможно – см. задачу 88042. Решение 2 Рассмотрим координатную сетку, узлы которой соответствуют центрам полей доски (теперь все вершины многоугольника D лежат в узлах). По известной формуле Пика (см. задачу 58208) площадь S области D равна n + m/2 – 1, где n – количество узлов, находящихся внутри D, а m – количество узлов, находящихся на её границе. В нашем случае n = 0, m = 64, то есть S = 31.
Замечаниябаллы: 8-9 кл. – 9, 10-11 кл. – 8 Источники и прецеденты использования |
© 2004-...
МЦНМО
(о копирайте)
|
Пишите нам
|