ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Фильтр
Сложность с по   Класс с по  
Задачи

Страница: << 1 2 3 4 5 6 7 >> [Всего задач: 71]      



Задача 34834

Темы:   [ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
[ Арифметическая прогрессия ]
Сложность: 3
Классы: 7,8,9

Дорога протяженностью 1 км полностью освещена фонарями, причем каждый фонарь освещает отрезок дороги длиной 1 м. Какое наибольшее количество фонарей может быть на дороге, если известно, что после выключения любого фонаря дорога будет освещена уже не полностью?

Подсказка

Если отрезки, освещенные n-м и (n+2)-м фонарями, пересекаются, то (n+1)-й фонарь можно выключить.

Решение

Занумеруем фонари натуральными числами в порядке следования вдоль дороги. Если отрезки, освещенные n-м и (n+2)-м фонарями, пересекаются, то (n+1)-й фонарь можно выключить. Следовательно, отрезки с различными нечетными номерами, не пересекаются. На отрезке длины 1000 м нельзя расположить больше 999 непересекающихся отрезков длины 1 м. Значит, фонарей не больше 1998. Расположим 1998 фонарей так, чтобы центры освещенных отрезков образовывали арифметическую прогрессию, первый член которой равен 0,5 м, а 1998-й равен 999,5 м. Между n-м и (n+2)-м отрезком остается зазор в 1/1997 м. Его освещает только (n+1)-й фонарь. Поэтому никакой фонарь нельзя выключить.

Ответ

1998.00
Прислать комментарий


Задача 53470

Тема:   [ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
Сложность: 3
Классы: 8,9

Докажите, что в каждом девятиугольнике есть пара диагоналей, угол между которыми меньше 7°.

Подсказка

Через произвольную точку проведите 27 прямых, соответственно параллельных диагоналям данного девятиугольника.

Решение

У девятиугольника  9·6 : 2 = 27  диагоналей. Через произвольную точку проведём 27 прямых, соответственно параллельных этим диагоналям. Они разделят полный угол на 54 угла. Поэтому один из них не больше 360°/54 < 7°.

Прислать комментарий

Задача 98260

Темы:   [ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
[ Методы математического анализа (прочее) ]
Сложность: 3
Классы: 8,9

На отрезке  [0, 1]  числовой оси расположены четыре точки: a, b, c, d.
Докажите, что найдётcя такая точка x, принадлежащая  [0, 1],  что  

 

Решение

Точки a, b, c, d делят отрезок  [0, 1]  не более чем на пять частей; хотя бы одна из этих частей является интервалом длины не меньше 0,2. Пусть x – центр этого интервала. Расстояние от x до концов этого интервала не меньше 0,1, а до других точек из числа a, b, c, d – больше 0,1. Поэтому два из чисел  |x – a|,   |x – b|,  |x – c|,  |x – d|  не меньше 0,1, а остальные два больше 0,1. Так что все обратные величины не больше 10, а две из них меньше 10. Следовательно, сумма этих обратных величин меньше 40.

Прислать комментарий

Задача 98426

Темы:   [ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
[ Прямоугольники и квадраты. Признаки и свойства ]
Сложность: 3
Классы: 6,7,8


Квадрат разрезали 18 прямыми, из которых девять параллельны одной стороне квадрата, а девять – другой, на 100 прямоугольников. Оказалось, что ровно девять из них – квадраты. Докажите, что среди этих квадратов найдутся два равных между собой.

Решение

Если среди этих девяти квадратов нет двух квадратов одинакового размера, то они все лежат в разных столбцах и в разных строках, на которые разбили прямыми исходный квадрат. Но тогда прямоугольник, лежащий на пересечении десятой строки и десятого столбца (не содержащих эти девять квадратов) – тоже квадрат.

Прислать комментарий

Задача 108181

Темы:   [ Принцип Дирихле (углы и длины) ]
[ Сумма внутренних и внешних углов многоугольника ]
Сложность: 3
Классы: 7,8,9

Докажите, что в любом выпуклом многоугольнике имеется не более 35 углов, меньших 170o .

Решение

Допустим, что это не так. Тогда в некотором выпуклом n -угольнике есть не менее 36 углов, меньших 170o (остальные n-36 углов не превосходят 180o ). Сумма всех углов выпуклого n -угольника равна 180o(n-2) . Следовательно,

180o(n-2) < 170o· 36 + 180o(n-36),

т.е. 180· 34 < 170· 36 , или 6120 < 6120 , что невозможно.
Прислать комментарий

Страница: << 1 2 3 4 5 6 7 >> [Всего задач: 71]      



© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .