Каждой задаче нашей системы приписана сложность. На настоящий момент это число от 1 до 8 с одной значащей
цифрой после запятой. Понимая, как непросто сравнивать по сложности, скажем, задачи по теории множеств и
планиметрии, задачи для семиклассников и для десятиклассников, мы все же предприняли попытку создания единой
шкалы оценки сложности, основные критерии которой приведены в таблице ниже. Конечно, эта классификация во
многом условна, и то, что кажется простым одному человеку, может быть сложным для другого; сложность зависит
от наличия определенных знаний, вкусов и т.д. В частности поэтому пользователю системы сложность
показывается не в виде точного числа, а в виде, например 3- (задача немного легче, чем уровень 3), 3 или 3+
(задача немного сложнее, чем уровень 3). Разумеется, сложность каждой задачи указывается относительно
,
учащимся которого она рекомендуется. В дальнейшем планируется расширение шкалы сложности в обе стороны.
Сложность
|
Структура решения, используемые методы
|
Олимпиады, конкурсы и конференции, где может встретиться данная задача
|
Примеры задач
|
2
|
Одна простая нешкольная идея, до которой легко догадаться. Задача решается в одно действие.
Ответ, как правило, интуитивно ясен.
|
Турнир Ломоносова, Математический праздник (задачи 1-3), Математическая регата (1-й тур),
кружок для 6-8 классов.
|
Задача
30282
Сложность: 2.0 (Классы: 5,6,7)
На плоскости расположено 11 шестеренок, соединенных по цепочке.
Могут ли все шестеренки вращаться одновременно?
Задача
34934
Сложность: 2.5 (Классы: 9)
В треугольнике каждую сторону увеличили на 1. Обязательно ли при этом увеличилась его площадь?
|
3
|
Одна не слишком сложная идея, до которой надо догадаться. Задача решается в оной действие.
Ответ a priori не очевиден.
|
Турнир Ломоносова, Математический праздник (задачи 3-5), Математическая регата (2-4-й тур),
кружок для 6-8 классов, Московская математическая олимпиада (задачи 1-2).
|
Задача
32793
Сложность: 3.0 (Классы: 7,8)
В некотором царстве живут маги, чародеи и волшебники. Про них известно следующее:
во-первых, не все маги являются чародеями, во-вторых, если волшебник не является чародеем, то он не маг.
Правда ли, что не все маги волшебники?
Задача
35118
Сложность: 3.5 (Классы: 8,9,10)
Существует ли степень двойки, из которой перестановкой цифр можно получить другую степень двойки?
|
4
|
Необходимо придумать алгоритм, решение состоит из нескольких ходов.
Нешкольные, но не требующие дополнительных знаний, методы (операции над множествами, инварианты и т.п.)
|
Математический праздник (задачи 5-6), Математическая регата (5-й тур), кружок для 6-8 классов,
Московская математическая олимпиада (задачи 1-2).
|
Задача
52458
Сложность: 4 (Классы: 8,9)
Из точки M, лежащей вне окружности, проведены к этой окружности две касательные.
Расстояния от точки C, лежащей на окружности, до касательных равны a и b.
Найдите расстояние от точки C до прямой AB, где A и B точки касания.
Задача
34987
Сложность: 4.5 (Классы: 9,10,11)
Существуют ли 100 таких прямоугольников, что ни один из них нельзя покрыть остальными 99-ю?
|
5
|
Требуется придумать алгоритм, стратегию. Довольно сложные построения.
Необходим базовый уровень владения математической техникой.
|
Московская математическая олимпиада (задачи 2-4), Турнир городов (задачи 2-4),
|
Задача
34844
Сложность: 5.0 (Классы: 9,10)
Натуральные числа от 1 до n расставляются в ряд в произвольном порядке.
Расстановка называется плохой, если в ней можно отметить 10 чисел (не обязательно стоящих подряд),
идущих в порядке убывания. Остальные расстановки называются хорошими.
Докажите, что количество хороших расстановок не превосходит 81n.
Задача
55659
Сложность: 5.7 (Классы: 8,9)
Пусть A1,B1 и C1 основания высот и треугольника ABC.
Докажите, что прямые Эйлера треугольников AB1C1, A1BC1 и CA1B1 пересекаются на окружности
девяти точек треугольника ABC.
|
6
|
Нестандартные, нешкольные приемы в задачах со стандартной формулировкой.
Либо в задаче надо придумать сложный алгоритм решения, либо требуется знание нешкольных методов
(инверсия, проективные преобразования, разложение в ряд и т.п.).
Требуется достаточно высокий уровень владения математической техникой.
|
Московская математическая олимпиада (задачи 5-6), Турнир городов (задачи 5-6)
|
Задача
35228
Сложность: 6.0 Классы: 10,11
Дано 16 кубов с длинами ребер соответственно 1,2,...,16.
Разделите их на две группы так, чтобы в обеих группах были равны: суммарные объемы,
суммы площадей боковых поверхностей, суммы длин ребер и количество кубов.
Задача
58451
Сложность: 6.5 Классы: 9,10,11 (Теорема Паскаля)
В окружность S вписан шестиугольник ABCDEF.
Докажите, что точки пересечения прямых AB и DE, BC и EF, CD и FA лежат на одной прямой.
|